Физики МГУ нашли способ усовершенствовать оптические волноводы

В ходе изучения эффектов, возникающих в оптических волноводах при изменении расстояния между кремниевым волноводом и диэлектрической наночастицей, сотрудники физического факультета МГУ выяснили, что при определённом положении наночастицы относительно волновода в ней возникают неизвестные ранее физические эффекты. Учёные исследовали и описали их. Открытие физиков может найти применение в производстве фотонных устройств. Результаты исследования опубликованы в престижном журнале ACS Photonics.

В основе современной электроники лежат микросхемы, работающие на движении электронов. За последние полвека в электронике наблюдается тренд на уменьшение размеров микросхем и увеличение их энергоэффективности. Однако, по мнению экспертов, в ближайшие годы развитие электроники, основанной на «классических принципах» достигнет своего пика и упрётся в ограничения физических законов.

Разрешить предстоящее противоречие сможет интегральная нанофотоника. Основная цель этой области науки заключается в замене традиционных компонентов электроники на фотонные. Нанофотоника в последние годы развивается особенно бурно и возможно уже в ближайшем будущем найдёт способ заменить классические микросхемы устройствами, основанными на распространении светового сигнала. На физическом факультете МГУ такими разработками занимаются в лаборатории нанофотоники метаматериалов под руководством профессора Андрея Федянина.

«В нашей работе мы исследовали оптическую связь диэлектрической наночастицы с ключевым элементом интегральной нанофотоники — кремниевым волноводом, — рассказал ведущий автор исследования, аспирант кафедры квантовой электроники и младший научный сотрудник Центра квантовых технологий физического факультета МГУ Кирилл Охлопков. — С помощью совмещения одновременно двух экспериментальных методик (микроскопии генерации третьей оптической гармоники и конфокальной микроскопии) было показано, что при изменении расстояния между наночастицей и волноводом оптическая связь этих наноструктур влияет на условия возбуждения магнитного дипольного резонанса в наночастице, что приводит к заметной модуляции сигнала третьей оптической гармоники от наночастицы. Экспериментально детектируемое изменение сигнала третьей гармоники при этом достигало заметной величины — 4.5 раза. Также методами численного моделирования было продемонстрировано, что наночастица, в свою очередь, тоже влияет на излучение, распространяющееся по такому волноводу».

Таким образом, учёные выявили как влияние волновода на время жизни магнитного дипольного резонанса наночастицы, так и влияние близости наночастицы на распространяющееся по волноводу излучение.

«В наши дальнейшие планы входит экспериментальное исследование влияния резонансной наночастицы на волноводные моды, распространяющиеся по кремниевому волноводу, а также изучение вопросов распространения таких мод в волноводах, которые сами представляют собой последовательность резонансных кремниевых наночастиц, — подытожил Кирилл Охлопков. — Мы надеемся, что наше исследование послужит важным шагом на пути к интеграции диэлектрических Ми-резонансных наночастиц в фотонные устройства».

Источник: Пресс-служба МГУ

Ученые сделали наночастицы, которыми можно «подсветить» раковую опухоль

Группе российских и французских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова впервые удалось синтезировать наночастицы из сверхчистого кремния, обла

Как жидкость течет под действием электрического поля

"Пища будущего" похожа на жидкое блинное тесто

Американский программист разработал “пищу будущего”, которая позволяет не только правильно питаться, но и экономить на еде сотни долларов в месяц

Бриллиантовая икра

Если вам захотелось попробовать самый-самый дорогой продукт животного мира – тогда готовьтесь выложить 18.500 евро за килограмм самой дорогой икры Golden caviar. Именно столько стоит бриллиантовая икра белуг-альбиносов. Цена, действительно, ошеломляющая.

Установлено время появления в Америке первых собак