Российские ученые обнаружили, что сила опухолевой клетки стала ее слабостью

Сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ описали механизмы функционирования и структуру гена белка Mcl-1, который не только препятствует клеточной гибели, но и может быть мишенью в противораковой терапии. Работа проходила в рамках проекта, поддержанного грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда, а ее результаты опубликованы в высокорейтинговом журнале Trends in Cell Biology.

Процессы программируемой клеточной гибели играют важную роль в противоопухолевой защите организма. У животных они запускаются, когда клетка повреждена, а у растений задействованы в образовании некоторых тканей. В клинической практике механизмы клеточной гибели используют, чтобы избирательно уничтожать опухолевые клетки.

«В нашей лаборатории мы пытаемся дать ответ не только на вопрос “От чего умирают опухолевые клетки?”, но также и на вопрос “Почему опухолевые клетки умирают от одного вещества, но не умирают от другого?”», — рассказывает один из авторов исследования, Вячеслав Сеничкин, кандидат биологических наук, сотрудник лаборатории исследования механизмов апоптоза факультета фундаментальной медицины МГУ.

Сейчас наиболее изученным типом программируемой клеточной гибели считается апоптоз: клетка распадается на отдельные тельца, которые быстро поедаются окружающими ее соседями. Этот процесс контролируют белки семейства Bcl-2, которые могут либо способствовать протеканию апоптоза, либо препятствовать ему. К последним относится белок Mcl-1. Из-за того, что Mcl-1 может защищать клетки от гибели, опухоли часто используют его, чтобы адаптироваться к разным стрессовым воздействиям, вызывающим апоптоз. Поэтому Mcl-1 — привлекательная мишень для противораковой терапии.

«Молодые сотрудники лаборатории Вячеслав Сеничкин, Алена Стрелецкая и Гелина Копеина провели детальный анализ всех данных, которые касаются возможных подходов к нейтрализации Mcl-1 в опухолях, а также потенциальных побочных эффектов. Для этого мы описали молекулярные особенности работы белка и его функции в клетках», — рассказал руководитель проекта Борис Животовский, доктор биологических наук, заведующий лабораторией.

Кроме того, авторы сформулировали теорию о веществах, которые могут вызывать специфическое разрушение Mcl-1 в протеасомах (клеточном аппарате, утилизирующем белки), и подтвердили ее.

Ученые проанализировали больше ста источников, касающихся Mcl-1, включая данные, полученные ранее в лаборатории МГУ. С помощью биоинформатических и структурных методов исследования они предсказали, как вещества с различной структурой воздействуют на Mcl-1. В частности, удалось объяснить структурные особенности, которые отличают два класса «замедлителей» Mcl-1. Первые из них, связываясь с Mcl-1, нейтрализуют действие этого белка, оставляя его в клетке. Вторая группа веществ, напротив, ведет к разрушению Mcl-1. Дальнейшие исследования должны дать ответ на вопрос о том, какая из групп ингибиторов Mcl-1 имеет больший терапевтический потенциал.

«Сейчас мы активно изучаем то, как блокаторы Mcl-1 влияют на разные опухолевые клеточные линии. Так мы систематизируем все знания и усовершенствуем подходы, нацеленные на нейтрализацию Mcl-1 в опухолях», — добавил Борис Животовский.

Задача исследований — выяснить причины устойчивости опухолевых клеток к антагонистам Mcl-1. Ученые отмечают, что аналог одного из используемых в работе соединений уже находится на первой фазе клинических испытаний, поэтому другая их задача — понять, на какие типы рака будет действовать этот препарат.

Источник: Пресс-служба МГУ

Ученые сделали наночастицы, которыми можно «подсветить» раковую опухоль

Группе российских и французских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова впервые удалось синтезировать наночастицы из сверхчистого кремния, обла

Как жидкость течет под действием электрического поля

"Пища будущего" похожа на жидкое блинное тесто

Американский программист разработал “пищу будущего”, которая позволяет не только правильно питаться, но и экономить на еде сотни долларов в месяц

Бриллиантовая икра

Если вам захотелось попробовать самый-самый дорогой продукт животного мира – тогда готовьтесь выложить 18.500 евро за килограмм самой дорогой икры Golden caviar. Именно столько стоит бриллиантовая икра белуг-альбиносов. Цена, действительно, ошеломляющая.

Установлено время появления в Америке первых собак